Всероссийский Туристический Форум 
«Россия Событийная» 2016

Геннадий Шаталов

Председатель Правления ФРОС «Region PR»

Мероприятия, проводимые с обучающей целью, важны в любой отрасли. А в сфере событийного туризма такое проводится впервые. И очень важно, что у тех, кто создает события и тех, кто интегрирует их в современный востребованный турпродукт, есть возможность на единой площадке перенять передовой опыт, получить новые знания, совместно поработать над формированием таких событий, на которые с радостью будут приезжать тысячи туристов.

Форум «Россия событийная» вот уже 3-й год подряд станет площадкой для обучения и создания ярких туристических событий. Мы постарались сделать программу мероприятия максимально соответствующей требованиям времени и пожеланиям организаторов турсобытий. Участники форума получат возможность вместе с нашими экспертами разработать наиболее оптимальную модель для своего мероприятия, провести презентацию своего события или событийного тура. Мы приглашаем всех организаторов событийных мероприятий и туроператоров стать участниками III Всероссийского туристического форума «Россия событийная

Ольга Шандуренко

Директор ГУ СО «Туристский Информационный Центр»

Первый Всероссийский туристический Форум «Россия Событийная»

12-14 апреля 2016 года в Тольятти состоялся первый туристский форум «Россия Событийная», на котором создатели туристских событий, туроператоры, отельеры прошли курс интенсивной обучающей программы по событийному туризму. Помимо насыщенной деловой программы участники Форума познакомились с уникальной коллекцией мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова» и экспонатами Паркового комплекса истории техники им. К.Г. Сахарова», где представлено крупнейшее в мире собрание гражданской и военной техники. Форум состоялся при поддержке Правительства Самарской области и мэрии городского округа Тольятти. Организаторами Форума выступили управление международных и межрегиональных связей мэрии городского округа Тольятти, государственное бюджетное учреждение Самарской области «Туристский информационный центр», Национальная Ассоциация специалистов событийного туризма (НАСТ), АНО «Совет событийного туризма Самарской области», ФРОС «Region PR».

Второй Всероссийский туристический Форум «Россия Событийная»

Второй всероссийский обучающий форум «Россия событийная» собрал в Тольятти организаторов туристических событий и туроператоров из 26 регионов. Среди участников были и громкие фестивальные проекты, и локальные праздники. Организаторы форума - государственное бюджетное учреждение Самарской области «Туристский информационный центр», управление международных и межрегиональных связей г.о. Тольятти, компания ФРОС «Регион PR». Мероприятие проходило при информационной поддержке Федерального агентства по туризму и поддержке Правительства Самарской области. Площадкой для форума стал технопарк высоких технологий «Жигулевская долина».

Сегодня в России событийный туризм - одно их самых динамично развивающихся направлений в отрасли. Около десяти лет назад далеко не каждый российский регион мог похвастаться даже небольшим количеством событий, привлекающих туристов из других регионов. Сейчас практически в каждой области и в каждом муниципалитете создаются собственные фестивали. Администрация и бизнес, взяв за основу успешный многовековой европейский опыт, стремятся придумать событийный повод для путешествия в регион. Региональные гастрономические специалитеты, народные традиции, факты из истории, музыка того или иного направления становятся идеей для фестиваля или городского праздника. Большую роль вразвитии этого направления сыграло появление туристической премии в области событийного туризма Russian Event Awards. В Российской Федерации сформировалась сообщество организаторов событий, генерирующих и воплощающих в жизнь идеи самых разнообразных фестивалей. К процессу создания и проведения фестивалей активно подключились администрации по культуре и туризму.

Однако чтобы создавать событийный продукт высокого класса, конкурировать за привлечение туристов и зарабатывать на проведении событий большинство мероприятий нуждаются в серьезной профессиональной подготовке или даже перезагрузке. Увидеть свой фестиваль со стороны и задуматься – а зачем он создавался. Определить кому именно такое событие будет интересно и просчитать экономику мероприятия. Превращать участников событий в соучастников, а все городское пространство в мегафестиваль. Формировать классный фото- и видеоконтент, продвигать событие в интернете. Делать из поездки на фестиваль увлекательное и комфортное путешествие и создавать событийный турпродукт. Собрать фестивальную «команду мечты» и привлечь внимание к событию известных брендов – вот неполный перечень знаний и умений, которые смогли получить в течение трех дней интенсивной обучающей программы участники форума «Россия событийная» в Тольятти.

Главное образовательное мероприятие для создателей событийного турпродукта прошло уже второй раз в Тольятти. Напомним, что первый форум для организаторов событийных мероприятий «Россия событийная» прошел здесь же в 2016 году. Город был выбран не случайно - на протяжении пяти лет Самарский регион лидирует в рейтингах самых событийных регионов, а на территории Тольятти проходит большое количество масштабных фестивалей. Итогами форума 2016 стало создание межрегиональных событийных проектов, формирование пакетных туров на фестивали Поволжья.

Перед форумом в 2017 году стояли новые вызовы: перезагрузка и поиск новых технологий для продвижения, привлечение новых потоков, улучшение качества и монетизация событий, которые стали участниками форума «Россия событийная». Неслучайно в основу деловой программы легла работа над тремя самыми «проблемными» тематическими блоками: «Продвижение события», «Событие-турпродукт», «Событие – бизнес-процесс». Каждый блок предполагал выступления спикеров с информацией о лучших практиках и работу над кейсами участников. При выборе экспертного сообщества организаторы форума ориентировались на успешный практический опыт спикеров. Создатели событийных мероприятий самого разнообразного уровня, администрации по туризму и руководители туристских информационных центров, разработчики IT-решений для туризма, и авторы успешных PR-проектов, специалисты по работе со спонсорами, представители телеканалов о туризме и блогерского сообщества на протяжении трех дней работы форума взаимодействовали с участниками форума.

Продвижение события требует комплексного подхода. Неслучайно форум начался с выступления Геннадия Шаталова, председателя Правления ФРОС «Region PR», которое расставило основные акценты по стратегии и тактике продвижения события и турпродукта. Также на «России событийной» активно обсуждалась стратегия создания информационной компании любого фестиваля, вписывающаяся в стратегию развития региона. Значимость целостной коммуникационной стратегии для региона как его составной части была затронута в презентации Олега Мосеева, историка, журналиста, имеющего позитивный опыт по созданию территориального брендинга. Не оставили без внимания и частные вопросы - лайф-хаки, позволяющие сделать информационную компанию эффективнее.

Ожидаемо жарким стало обсуждение вопросов взаимодействия туроператоров и организаторов событий, модератором которого выступила Юлия Воронова, директор муниципального учреждения «Туристский информационный центр «Углич», имеющая большой опыт, как по организации событий, так и по взаимодействию с туроператорами в рамках деятельности ТИЦ Углича. Нужен ли организаторам событий дополнительный сегмент в виде организованных туристических групп? Станет ли для оператора фестиваль основой для генерации нового турпродукта? Как монетизировать данное сотрудничество и сделать его интересным для туристов? Результатом двухчасовой дискуссии, в которой принимали участие крупнейшие российские и региональные туроператоры, стал рабочий документ с вариантами создания на событиях дополнительных сервисов для организованных туристов.

Взаимодействие государства и организаторов событий, роль события для развития территории и меры государственной поддержки - оптимальную схему, основанную на успешных фестивальных проектах республики Татарстан, представил Артур Абдрашитов, заместитель председателя Государственного комитета Республики Татарстан по туризму. "Относиться к событию как к бизнес-процессу" – эта фраза стала основным девизом третьей форумной секции. Построение бизнес-модели создания событий и активное взаимодействие со спонсорами были раскрыты в практических секциях под модерацией Игоря Каверзина, председателя экспертного совета Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards, и Александра Бушнева, генерального директора Dance Planet. Варианты монетизированных и работающих бизнес-моделей «Сувенир для события или событие для сувенира» рассмотрела Вероника Косых, заместитель генерального директора ФРОС «Region PR». 

Многие проекты подверглись серьезной критике со стороны экспертов: буквально покадрово разбирался фестивальный видеоконтент. Крайне мало проектов могут похвастаться не просто качественным видеороликом, а сюжетом, изначально созданным с учетом целевой аудитории, уже на стадии формирования сюжета. О том, как покадрово создать историю своего фестиваля, какой сюжет ждут зрители, а какой нужен спонсорам, рассказал Александр Елисеев, директор по развитию телеканала RTG.

Тематика по созданию «вкусных» текстов и фотографий и информационных поводов для блогеров, которые с удовольствием опубликуют ведущие тревел-издания, стала главным коньком выступлений Юлии Щукиной, основателя Школы travel-журналистики Travelogia, автора курсов по travel-журналистике, главного редактора журнала «Апрель». Развивая любой проект, начинать следует с себя - провокационные вопросы от селф-менеджмент коуча, редактора научного проекта brainhack.me Макса Черепицы: «Зачем мне это надо?» заставили задуматься многих организаторов событий.

Координатор федерального проекта «Национальный календарь событий» Вера Истомина рассказала участникам, как правильно приглашать на событие иностранных гостей и продвинуть событие среди туроператоров и туристов. Елена Филиппова, заместитель директора АНО «Центр молодежного туризма», руководитель проекта «Ночи над Волгой» вместе с участниками выяснила, кто представляет поколение Z и как их завлечь на мероприятие. С Олегом Алексеевым, президентом НАСТ и главным редактором интернет-издания «Живая карта России», участники буквально распробовали настоящий вкус события и оценили его гастрономические преимущества.

Трехдневным обучающим интенсивом форум не заканчился. Форум «Россия событийная» стал именно той площадкой, на которой были обозначены векторы развития отрасли. Сегодня привлекательны не только глобальные, но и локальные небольшие события. Главное - креативность замысла и оригинальность воплощения, продуманная экономика и грамотное, основанное на современных инструментах продвижение. А также синергия событийщиков, власти, общественности. По итогам эксперты форума систематизировали основные решения проблем и задач туристических событий и представили их событийному сообществу.

Участники Форума «Россия Событийная»

Участниками первого Форума "Россия событийная" стали ведущие российские организаторы туристических событийных мероприятий всех регионов России, федеральные, региональные и городские туроператоры, представители ТИЦ, гостиничного бизнеса, органов власти, СМИ.

Форум 2018